Целиноград ауданының жұмыспен қамту және әлеуметтік бағдарламалар бөлімі

Ақмола облысы, Целиноград ауданы, Ақмол ауылы, Наурыз көшесі, 34, индекс 021800

Телефон: 8 (716 51) 30-477

e-mail: ozspakmol@yandex.kz


Социальные сети

Бетбелгі

 

Модернизации пенсионной системы

15.05.2017

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

в рамках информационно-разъяснительной работы

по модернизации пенсионной системы

Республики Казахстан

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
  2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Пенсия – это совокупность пенсионных выплат из уполномоченной организации, единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда (Закон Республики Казахстан от 21.06.2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»).

Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин - 58 лет (с 2018 года  повышается ежегодно на 6 месяцев и к 2027 году составит 63 года). 

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

Первый уровень (базовый) - государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается всем гражданам, выходящим на пенсию независимо от наличия трудового стажа и дохода.

Государственная базовая пенсионная выплата введена с 2005 года в реализацию  Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года, которая стала основным инструментом в предупреждении бедности и позволила увеличить доходы пожилых людей.

В 2005 году размер базовой пенсионной выплаты составлял 3 000 тенге (30 % от величины прожиточного минимума), в 2015 году он повысился до 11 182 тенге (рост почти в 3,7 раза).

Численность получателей базовых пенсионных выплат на 1 января 2016 года составила  2 009,8 тыс. человек.

С 1 января 2016 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы», сформированным на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2016-2020 годы, базовая пенсионная выплата установлена в размере 11 965 тенге.

Второй уровень (обязательный) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета в зависимости от трудового стажа, выработанного на 1 января 1998 года и предпенсионного дохода - выплат из единого накопительного пенсионного фонда за счёт  пенсионных накоплений, сформированных из 10% обязательных пенсионных взносов.

При переходе к накопительной пенсионной системе (1998 г.) для граждан страны сохранено право на получение солидарных пенсий из бюджета, при  наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 года.

В настоящее время солидарная пенсия из республиканского бюджета выплачивается более 1,9 млн. чел. и расходы на ее выплату за 2015 год составили  918,4 млрд.тенге.

За последние 16 лет (1999 - 2015 годы) минимальный размер пенсии повысился почти в 8 раз (с 3 000 до 23 692 тенге),  средний размер пенсий  в 9,4 раз (с 4 179 до 39 379 тенге), максимальный размер пенсий в 8,4 раза (с 7 256 до 60 947 тенге).

Предпринимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения позволили приблизиться к применяемому в международной практике стандарту замещения утраченного дохода (40%).

Если в первые годы реформирования пенсионной системы ставка замещения доходов средней пенсией была ниже, чем в советский период (в 1991 году – 42,8%, в 2001 году – 34,2%), то в 2015 году коэффициент замещения у состоявшихся пенсионеров из солидарной пенсионной системы с учетом базовой пенсионной выплаты 42,0%, с учетом пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы – 44,1 %.

Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года  № 841, предусмотрено, что для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента. 

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, одобренным 29 августа 2015 года на заседании Республиканской бюджетной комиссии, индекс роста потребительских цен составил 6-8 процентов. В этой связи, размеры всех пенсионных выплат в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от  10 декабря 2015 года №985 «О повышении размеров пенсионных выплат из уполномоченной организации и пенсионных выплат за выслугу лет с 1 января 2016 года» повышены на 9%.

Исходя из этого, в текущем году минимальные пенсионные выплаты (минимальная пенсия плюс базовая пенсия) составят 37 789 тенге, а средний размер пенсии с учетом базовой пенсии более - 54,0 тыс тенге.

 

 

Пенсии из накопительной пенсионной системы

 

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) всеми работающими, каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 75-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в Едином накопительном пенсионном фонде (далее – ЕНПФ).

Нынешние выплаты из накопительной системы малы, это объясняется двумя причинами: относительной «молодостью» системы (ей только 16 лет), нерегулярностью участия в накопительной пенсионной системе граждан и низкой инвестиционной доходностью пенсионных накоплений.

На 1 января 2016 года число индивидуальных пенсионных счетов составило                     9,8 миллионов счетов или с увеличением более чем в 3,4 раза по сравнению с 1998 годом (3 миллиона счетов), сумма пенсионных накоплений на 1 января 2016 года составила -  5,8 трлн. тенге.

Право на выплаты из ЕНПФ имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ, при достижении пенсионного возраста  - 58 лет для женщин / 63 года для мужчин, инвалиды первой и второй  групп, если инвалидность установлена бессрочно; мужчины по достижении 55 летнего возраста и женщины – 50 летнего возраста (при достаточности пенсионных накоплений для заключения договора пенсионного аннуитета); выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ осуществляются преимущественно по графику (ежемесячно, ежеквартально или 1 раз в год), либо через компании по страхованию жизни при условии приобретения пенсионного аннуитета.

При этом годовая сумма пенсионных выплат по установленному графику рассчитывается и не превышает наибольшую из:

тридцатикратного размера минимальной пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете ( в 2016 году – 774 720 тенге);

величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений в соответствующем возрасте получателя.

Для получения пенсионных накоплений сформированных за счет ОПВ, ОППВ, граждане должны обратиться в ЕНПФ и предоставить следующие документы:

- заявление о назначении пенсионных выплат;

- копию документа, удостоверяющего личность получателя, и оригинал для сверки;

- сведения о банковском счете получателя.

Пенсионные накопления, сформированные за счет ОПВ, ОППВ наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных  взносов.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством Республики Казахстан, гражданам предоставлена дополнительная возможность увеличить свои накопления за счет добровольных пенсионных взносов, которые в будущем станут дополнительным источником дохода пенсионеров.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд  за себя или третьими лицами.  Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчик добровольных пенсионных взносов – физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

По состоянию на 1 января 2016 года количество индивидуальных пенсионных счетов за счет добровольных пенсионных взносов составляет 39 045 ед., с суммой пенсионных накоплений 1,7 млрд. тенге

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Модернизация пенсионной системы осуществляется при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения.

Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном – в накопительной компоненте.

Предстоящие преобразования осуществляются в интересах каждого казахстанца, предполагая разделения ответственности за надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и работниками.

Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время её существования; с другой стороны - предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными  со сворачиванием солидарной компоненты (уменьшение трудового стажа на 01.01.1998 г.).

В связи с убыванием трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, постепенно будут снижаться размеры солидарных пенсионных выплат. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь входящих в систему пенсионеров значительно снизится.

Для того чтобы не допустить понижения коэффициента замещения по системе, связанного со снижением удельного веса солидарного компонента в совокупной пенсии, проведение модернизации пенсионной системы стало необходимостью.

Основные направления модернизации пенсионной системы

 

По поручению Главы государства реализован первый этап модернизации пенсионной системы Казахстана:

- создан Единый накопительный пенсионный фонд, завершена  работа по консолидации в нем пенсионных активов. При этом сохраняются обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений.

По официальным данным Национального банка доходность по пенсионным активам за 2015 год составила - 15,65%, при уровне инфляции - 13,6%.

В целях обеспечения увеличения пенсионных накоплений с 1 января 2014 года введены:

а) субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года..

Из республиканского бюджета в декабре 2015 года на индивидуальные пенсионные счета 81,7 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 338 млн. тенге (при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 7,9 млрд. тенге);

б) 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда (на 1 января 2016 года работодателями направлены 64,5 млрд. тенге на счета 372 889 человек);

в) поэтапное повышение пенсионного возраста женщин.

Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться в период  с 2018 по 2027 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно.

К примеру, женщина, родившаяся 1 января 1960 года, сможет выйти на пенсию 1 июля 2018 года, то есть по достижении 58,5 лет. Если женщина родилась 1 июля 1960 года, ее пенсионный возраст составит уже 59 лет, так как на дату достижения ею возраста 58,5 лет (на 1 января 2019 года) законодательством общеустановленный пенсионный возраст предусмотрен уже 59 лет.

 

График поэтапного повышения пенсионного возраста

Год

Пенсионный возраст

Дата рождения

1 января 2018

58 лет 6 месяцев

С 1 января 1960 по 30 июня 1960

1 января 2019

59 лет

С 1 июля 1960 по 31 декабря 1960

1 января 2020

59 лет 6 месяцев

С 1 января 1961 по 30 июня 1961

1 января 2021

60 лет

С 1 июля 1961 по 31 декабря 1961

1 января 2022

60 лет 6 месяцев

С 1 января 1962 по 30 июня 1962

1 января 2023

61 год

С 1 июля 1962 по 31 декабря 1962

1 января 2024

61 год 6 месяцев

С 1 января 1963 по 30 июня 1963

1 января 2025

62 года

С 1 июля 1963 по 31 декабря 1963

1 января 2026

62 года 6 месяцев

С 1 января 1964 по 30 июня 1964

1 января 2027

63 года

С 1 июля 1964 по 31 декабря 1964

 

 

Сохранение возможности раннего выхода на пенсию для женщин:

 

  1.  в  45  лет  - женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
  2. в  53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
  3. в 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений при условии приобретения пенсионного аннуитета.

 

Второй этап проводимой модернизации

 

По поручению Главы государства, несмотря на негативное влияние на экономику Казахстана глобальной финансово-экономической неустойчивости, Правительство Республики Казахстан приступило  к  поэтапной модернизации пенсионной системы.

18 июня 2014 года Указом Президента Республики Казахстан утверждена «Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года» (далее – Концепция), направленная на обеспечение адекватности пенсионных выплат.

В реализацию Концепции 2 августа 2015  года  Главой государства подписан  Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения» (далее – Закон), предусматривающий усиление финансовой устойчивости пенсионной системы и допустимый в рамках финансово-экономических возможностей страны  рост пенсионных выплат за счет следующих преобразований.

 

1. Одним из концептуальных введений является изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63- для мужчин, 58/63- для женщин).

Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию –11 965 тенге.

С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия, как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.

При этом  в стаж будет включаться стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных взносов).

Кроме того, в целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан предлагается в стаже участия также учитывать:

- время ухода за детьми до 3-х лет;

- время ухода за ребенком - инвалидом до 16 лет;

- периоды службы сотрудников силовых структур;

- проживания супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства;

- периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.

По действующему законодательству время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности засчитывается в трудовой стаж для назначения солидарной пенсии.

В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% ПМ, 30 лет – 90% ПМ).

 

Расчет размеров базовых пенсий в зависимости от стажа участия в пенсионной системе (солидарной и накопительной)

Совокупный стаж (в солидарной и накопительной системах)

Доля базовой пенсионной выплаты  от прожиточного минимума

10 и менее лет

50,0%

11

52,0%

12

54,0%

13

56,0%

14

58,0%

15

60,0%

16

62,0%

17

64,0%

18

66,0%

19

68,0%

20

70,0%

21

72,0%

22

74,0%

23

76,0%

24

78,0%

25

80,0%

26

82,0%

27

84,0%

28

86,0%

29

88,0%

30

90,0%

31

92,0%

32

94,0%

33

96,0%

34

98,0%

35

100,0%

 

 

Для реализации данной нормы, состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится
в 1,7 раза (или до 87% от прожиточного минимума).

Указанная мера позволит:

- решить проблемы пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие (или минимальный) размер пенсии;

- установить единый подход к определению ее размеров;

- стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.

Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.

 

2. Главным концептуальным изменением второго этапа модернизации пенсионной системы Республики Казахстан является дополнение действующей накопительной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников, с 1 января 2018 года.

Одной из основных причин модернизации является «сворачивание» солидарной пенсионной системы и соответственно уменьшением размеров солидарных пенсий, в связи с уменьшением трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, а также необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат.

Так, начиная с 2018 года на пенсию будут выходить лица, не имеющие достаточного стажа для назначения солидарной пенсии в полном объеме, что приведет к резкому сокращению получаемых пенсий для вновь выходящих на пенсию.

В связи с чем,  вводится новая условно-накопительная компонента.

Участниками условно-накопительной компоненты будут являться работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР.

Взносы работодателей будут поступать в ЕНПФ, который будет вести учет и администрирование обязательных пенсионных взносов работодателя. Управление пенсионными активами, сформированными за счет обязательных пенсионных взносов работодателя, будет осуществлять Национальный Банк Республики Казахстан.

Для каждого участника системы в ЕНПФ будет открыт условный пенсионный счет, на котором формируются условные пенсионные обязательства.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста (58/63), а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательной уплате ОПВР  не менее 5 лет (60 месяцев).

Так, минимальный стаж участия составляет 5 лет, при котором наступает право на пенсионные выплаты. В странах, применяющих условно-накопительные системы, в целях обеспечения сбалансированности системы обязательно используются ограничения минимального стажа участия: в Италии – 20 лет, в Латвии – 10 лет.

Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.

Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере 2-х кратной величины от прожиточного минимума.

Пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ.

Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет – 10 лет или 40.

В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются – условные пенсионные обязательства.

Учитывая, что взносы осуществляются за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и их наследование.

На условно-накопительную компоненту не будет распространяться и государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции.

Необходимо отметить, что действующие нормы по наследованию и гарантии сохранности пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, сохраняются.

Вместе с тем, для поддержания института материнства и детства на обязательном уровне пенсионной системы наряду с субсидированием 10% обязательных пенсионных взносов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, будут субсидироваться 5% обязательные пенсионные взносы работодателя в период ухода за детьми до года, что позволит увеличить пенсии из  условно накопительного компонента.

Введение 5%-ых взносов работодателей обеспечит повышение социальной защиты для участников с низким уровнем доходов, усилит личную мотивацию к легализации доходов, создаст стимул для участия населения в пенсионной системе.

 

В результате предлагаемых преобразований пенсионное обеспечение граждан будет состоять из следующих частей:

1) выплаты за счет государственного бюджета:

- базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;

- солидарной пенсии (с учетом трудового стажа на 01.01.1988 г.);

2) пенсионных выплат из ЕНПФ за счет:

- индивидуальных 10% пенсионных взносов работника;

- дополнительных 5% пенсионных взносов работодателя;

3) добровольных пенсионных накоплений.

 

 

3. Реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур с     1 января 2016 года

 

В связи с переходом к накопительной пенсионной системе (НПС) пенсионное обеспечение за выслугу лет сотрудников силовых структур в настоящее время имеет различный характер и зависит от наличия выслуги лет на 1 января 1998 года:

первая категория – сотрудники силовых структур, выслуга которых по состоянию на 01.01.1998 года составляла 10 лет и более, имеют право на пенсии за выслугу лет в полном объеме за счет бюджетных средств (участниками НПС они не являются);

вторая категория – сотрудники силовых структур, выслуга которых  по состоянию на 01.01.1998 года была менее 10 лет, имеют право на пенсии за выслугу лет в неполном объеме за счет республиканского бюджета и одновременно они являются участниками НПС (за счет государственного бюджета осуществляется уплата 20% обязательных пенсионных взносов);

третья категория – сотрудники силовых структур, впервые поступившие на службу после 01.01.1998 года, имеют право на пенсионные выплаты только из НПС (за счет государственного бюджета за них осуществляется уплата 20% обязательных пенсионных взносов). Право на пенсию за выслугу лет по солидарной пенсионной системе они не имеют.

Участникам НПС ежегодно за счет бюджетных средств осуществляются обязательные пенсионные взносы в Единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) в размере 20% от размера денежного содержания.

На сегодняшний день имеет место значительная дифференциация в размерах пенсий, вышедших на пенсию за выслугу лет в разные годы при равных условиях.

Основной проблемой в пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов является неадекватность размеров пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему денежному содержанию сотрудников силовых структур, которая связана:

- с льготным (по возрасту) выходом на пенсию (отставку);

- с недостаточным объемом накоплений по причине относительно короткого стажа участия в НПС.

Таким образом, пенсионные выплаты за выслугу лет из республиканского бюджета сейчас назначаются преимущественно в неполном объеме, из-за сокращения выслуги лет на 1 января 1998 года. Выплаты, предусмотренные для них в рамках НПС, незначительны в связи с коротким стажем участия в НПС.

Исходя из особого статуса и необходимости адекватного пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур, с учетом мирового опыта и рекомендаций международных и отечественных экспертов, с 2016 года предусмотрено реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур с переводом их на полное государственное пенсионное обеспечение.

При этом для назначения пенсионных выплат за выслугу лет сохраняется действующий порядок исчисления размера пенсионных выплат: размер пенсии устанавливается из расчета 50% от денежного содержания (ДС), при этом каждый год выслуги лет свыше 25 лет размер пенсии увеличивается на 2%, за каждый год трудового стажа – на 1% от ДС, но не более 109 МРП, установленного законом о республиканском бюджете.

Таким образом, с 01.01.2016 года всем сотрудникам силовых структур независимо от наличия выслуги лет на 01.01.1998 года пенсионное обеспечение будет осуществляться только из республиканского бюджета.

При этом прекращается уплата 20% обязательных пенсионных взносов в пользу военнослужащих за счет республиканского бюджета.

Это позволит создать адекватный уровень пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур и обеспечить социальные гарантии военнослужащих.

Так, с 1 января 2016 года правом на пенсионные выплаты за выслугу лет будут располагать сотрудники силовых структур, имеющие общий трудовой стаж двадцать пять и более лет, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья.

При этом право на пенсионные выплаты за выслугу лет наступает при условии возврата 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов, перечисленных за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года с индивидуальных пенсионных счетах, открытых в ЕНПФ.

Также, для состоявшихся пенсионеров предусмотрено проведение разового перерасчета размеров ранее назначенных пенсионных выплат в неполном объеме, с учетом доведения их до полного размера, приняв к зачету выслугу лет и трудовой стаж на день увольнения со службы, имеющийся в пенсионном деле, также при условии возврата 50% от суммы обязательных пенсионных взносов.

Порядок  возврата  сумм обязательных пенсионных взносов в бюджет определен постановлением Правительства Республики Казахстан № 974 от 8 декабря 2015 года «Об утверждении Правил возврата до 1 января 2016 года в пользу военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года».

Возврат 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов, перечисленных за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года в пользу сотрудников (военнослужащих), будет осуществляться путем списания сумм обязательных пенсионных взносов  с индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, открытых в ЕНПФ на основании заявления.

Уполномоченные государственные органы, ответственные за назначение пенсионных выплат за выслугу лет, проводят работу по уведомлению и составлению списков сотрудников, подавших на добровольной основе заявления с указанием суммы обязательных пенсионных взносов, подлежащей возврату в республиканский бюджет, а также мероприятия по списанию с индивидуальных пенсионных счетов сумм обязательных пенсионных взносов.

Право на использование оставшей половины пенсионных накоплений будет выплачивается при условиях, предусмотренных статьей 31 Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан:

1) при достижении общеустановленного пенсионного возраста;

2) мужчинам по достижении пятидесятипятилетнего возраста и женщинам – пятидесятилетнего возраста при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии;

3) наступлении инвалидности инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, представившим документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие факт выезда.

4. Оптимизация пенмионных выплат и пособий лицам, проживающим в медико-социальных учреждениях, находящимся на полном государственном обеспечении

 

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты инвалидов» предусмотрены меры по оптимизации пенсионных выплат и пособий лицам, проживающим в медико-социальных учреждениях (далее – МСУ) и находящимся на полном государственном обеспечении.

В связи с этим, на период проживания в МСУ с 1 января 2016 года будет:

1. Приостановлена государственная базовая пенсионная выплата на период проживания получателя,  за исключением лиц, не имеющих право на пенсионные выплаты по возрасту и государственное социальное пособие по инвалидности.

В случае выбытия получателя из МСУ государственная базовая пенсионная выплата возобновлена в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

2. Лицам, проживающим в МСУ пенсионная выплата по возрасту, пенсионная выплата за выслугу лет выплачена в объеме 30 % от назначенного, но не менее минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В случае если при ограничении размера получаемых пенсий до 30% размер пенсий составит сумму менее минимального размера пенсии, то пенсия будет выплачиваться в размере минимальной пенсии

Перечисление 70 процентов от назначенного размера пособий производится на отдельный банковский счет МСУ, порядок использования которых будет определен центральным исполнительным органом.

В случае выбытия получателя из МСУ выплата пенсионных выплат по возрасту, пенсионных выплат за выслугу лет будут возобновлены в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

3. Лицам, проживающим в МСУ общего типа и с психоневрологическими заболеваниями, за исключением государственные социальные пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца выплачиваются в объеме 30 % от размера назначенного пособия, но не ниже прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Перечисление 70 процентов от назначенного размера пособий производится на отдельный банковский счет МСУ, порядок использования которых будет определен центральным исполнительным органом.

Кроме того, детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, проживающим в МСУ указанные пособия выплачиваются в полном объеме.

В случае выбытия

Құрылған күні: 15.05.2017 14:53
Жаңартылған күні: 15.05.2017 14:59
Қаралым саны: 822

Текст